Традиционное джазовое звучание ударной установки

Джазовое звучание ударной установки в малых составах всегда ассоциируется с именами таких легендарных исполнителей, как Арт Блэйки, Макс Роуч, Филли Джо Джонс, Элвин Джонс и Тони Уильямс. Хотя у этих пяти джентльменов были очень разные манеры игры, каждый из них внёс свой вклад в развитие джазового искусства и был новатором в отношении звучания ударных. Здесь можно отметить высокую настройку установки, яркий, энергичный звук малого барабана, бас-барабан, похожий звучанием на том. Часто они записывались с использованием минимального количества микрофонов. В последующие годы такой подход к работе успешно использовался великими музыкантами новых поколений. Среди них — Брайан Блейд, Билл Стюарт, Кендрик Скотт, Каррим Риггинс и Билли Мартин.

Звуки джазовых барабанов сильно отличаются от того, что мы можем слышать при универсальной поп/роковой настройке или в глубоком и приглушенном звучании барабанов 70-х и в фанке. Поэтому, если вы хотите добиться более традиционного джазового звучания, попробуйте воспользоваться следующими советами.

Бас-барабан

Высокая настройка бас-барабана, делающая его похожим на том, часто слышна в джазе. Этот звук достигается за счёт использования барабана 14×18 дюймов с двумя пластиками. Это обычный джазовый размер, который производится большинством компаний. Барабан большего размера — 16×18 или 14×20 — также подойдёт, но могут пропасть некоторые желаемые свойства тома, присущие барабану 14×18.

В традиционном джазовом звучании используются однослойные пластики. Для этого исследования мы выбрали ударный пластик с напылением и черный резонансный пластик. Передний пластик с напылением будет так же хорош. Резонансный пластик должен быть без отверстия для микрофона. Приглушить барабан можно, положив внутрь кусок плотной материи. Затем натягивайте настроечные болты, пока не достигнете звука, похожего на напольный том. Резонансный пластик можно регулировать так, чтобы контролировать количество обертонов и общую высоту звука барабана. Если настроить резонансный пластик выше, барабан будет звучать более похоже на том. Ослабление его натяжения приблизит звучание к более традиционному басовому.

Расположите большой динамический микрофон снаружи барабана так, чтобы капсюль был направлен в место между точкой удара колотушки и краем обечайки. Подойдёт динамический микрофон для тома. Например, Sennheiser 421. Он одинаково хорошо снимает атаку и тон барабана. Для большей чувствительности и высококлассного шипения вы можете попробовать вокальный конденсаторный микрофон. Рекомендуется использовать фетровую колотушку среднего размера и играть без прижимания её к пластику. Чтобы смягчить атаку, можно попробовать колотушку из мягкой шерсти, например, Vater’s Vintage Bomber. Поместите колотушку так, чтобы она ударяла по центру пластика. Это поможет получить ровный округлый звук. Если вы хотите, чтобы нота получалась более звонкой, попробуйте расположить колотушку так, чтобы она била выше или ниже центра.

Малый барабан

Джазовое звучание ударной установки создаётся во многом и за счёт использования подходящего малого барабана. Лучше всего использовать деревянный барабан диаметром 14 дюймов. Глубина желательна не большая — обычно 4 или 5 дюймов. Она может варьироваться в зависимости от стиля, к которому вы стремитесь. Если вы играете в биг-бэнде музыку 30-х годов, и вам близка манера игры Джина Крупы, возможно вы предпочтёте барабан размером 6,5×14. Для исполнения более насыщенных хард-боповых партий из середины 50-х в стиле коллективов Клиффорда Брауна или Макса Роуча обычно используется барабан глубиной 3,5 или 4 дюйма.

Рекомендуется выбрать однослойный ударный пластик с напылением и настроить его достаточно высоко. Но и переусердствовать с натяжением нежелательно. Во время игры экспериментируйте с точкой удара. Удар по центру пластика создаст мощную атаку с более сухими обертонам. А удар вне центра будет иметь более резкое и продолжительное звучание.

Вы также можете менять угол, под которым палочка падает на пластик. Это позволит использовать большее количество вариантов артикуляции. Для более мягкой артикуляции расположите палку под углом 45 градусов. Этот угол также удобен для такого джазового приёма, когда одна палочка прижимается к пластику, а другая ударяет по ней.

Томы

Высокий, звонкий, насыщенный звук тома с яркой атакой, слышимый в джазе, лучше всего достигается на барабанах стандартной глубины. Пластики необходимо установить с обеих сторон. Подвесной том 8×12″ и напольный том 14×14″ широко использовались в эпоху малых групп 50-60-х годов.

Отлично подойдут однослойные ударные пластики с напылением. В качестве резонансных также лучше использовать однослойные пластики. Они могут быть прозрачными или иметь напыление. Прозрачные нижние пластики обеспечивают больший сустейн, а пластики с покрытием делают звучание барабанов немного темнее. Оба тома должны быть настроены высоко. Ударный и резонансный пластики должны иметь примерно одинаковую высоту звучания. Однако, не стоит излишне их перетягивать. Иначе звук получится «захлёбывающимся» и тембральный потенциал барабана не будет раскрыт.

Далее выберите по одному лагу на каждом томе и чуть подтяните его, чтобы немного поднять высоту тона. Это добавит ноте восходящего характера и увеличит количество вариантов артикуляции. Проделайте это и на резонансном пластике.

Тарелки

Для аутентичного джазового звучания используйте medium-thin райд на 20 дюймов или thin райд на 22 дюймов. Тон должен быть темным с равномерным шипением и пингом. Для более чистого звучания в стиле Philly Joe Jones и 50-х годов лучше всего подойдёт тонкая, но яркая тарелка. Тёмная и грязная тарелка поможет добиться более дымного и жесткого звучания, характерного для таких барабанщиков, как Элвин Джонс.

Что касается хай-хэта, попробуйте средние или тонкие тарелки диаметром 14 дюймов. Они имеют среднечастотный тон. Нижняя тарелка должна быть толще и тяжелее верхней.

Overhead-микрофоны

В ситуации, когда наша цель — джазовое звучание ударной установки, — оверхеды отвечают за захват всего звука. Конфигурация X/Y в такой ситуации работает лучше всего. Оба микрофона рекомендуется разместить на высоте около 1,5 метров над полом. Глядя со стороны зала представьте вертикальную линию, которая делит пополам бас-барабан и малый барабан. Поместите микрофоны в эту точку под углом 90 градусов, капсюлями как можно ближе друг к другу, но без их соприкосновения. Обязательно убедитесь, чтобы оба микрофона были равноудалены от малого барабана. Он должен оставаться в центре звуковой стереокартины.

Экспериментируйте

Игра на барабанах — это не только атака, тон, тембр и другие элементы звуковой эстетики. Это ещё фразировка, паттерны и грув. Продолжайте сосредотачиваться на жанровых нюансах звучания при подготовке к выступлениям и сессиям записи. Коллеги по группе, работодатели и звукоинженеры оценят ваши усилия. И музыка будет звучать гораздо более подходящим образом для стиля, в котором вы играете.

джазовое звучание ударной установки


К списку статей