Обучение игре на барабанах для новичков

По статистике более 90 процентов людей, приходящих на занятия, не имеют никакого опыта. Обучение игре на барабанах новичков обладает своей спецификой. Когда к преподавателю приходит ученик, имеющий какой-то опыт игры на инструменте, он может иметь конкретные вопросы. Это могут быть проблемы с перенапряжением мышц, вопросы по каким-либо жанрам или желание получить материалы для развития собственной креативности. В случаях с начинающими барабанщиками дело обстоит иначе.

Первая проблема, с которой сталкивается новичок, — он не знает с чего начать. В интернете такое количество материалов, что человеческой жизни не хватит, чтобы в них сориентироваться. Иногда люди приходят и говорят, что они что-то сами посмотрели, попробовали, но из этого вышло мало толку. Лично мне нравится, когда приходят люди, которые уже копали сами. Обычно эти студенты оказываются самыми мотивированными на протяжении всего обучения. И они уже догадываются, что простые решения если и бывают, то на большой дистанции они лишь затормозят развитие.

Координация

На мой взгляд для человека, впервые садящегося за барабаны, самое важное — сразу начать развивать координацию. Разумеется, техника тоже важна. Но на первом этапе достаточно самого базового представления о ней. Отскок, удары «tap-down-up-full» в системах различных авторов — с этого я не начинаю. Через полгодика, если я вижу, что человек уделяет время самостоятельным тренировкам, об этом можно говорить.

Пока что нас интересует координация. Обучение игре на барабанах не может обойтись без её постоянного развития. Вы можете быть не очень сильны технически, не демонстрировать выдающихся скоростей при игре. Но с хорошей координацией вы сможете прозвучать гораздо интереснее и разнообразнее. В истории есть множество примеров барабанщиков, которые никогда не претендовали на роль рекордсменов по скорости. Скорость и требуется-то далеко не в любой музыке. При этом имена этих музыкантов известны во всём мире. И их вклад в развитие музыки не вызывает сомнений даже у продвинутых технарей.

Обучение игре на барабанах новичков подразумевает развитие именно базовой координации. Это уровень, которого достаточно, чтобы играть роковые паттерны. Например, по книге John Lombardo «Rockin’ The Bass Drum».

обучение игре на барабанах

В дальнейшем можно усложнить задачу, добавив звучанию немного фанковости с помощью специальных приёмов. Также можно коснуться свинга в традиционном его понимании. Книга Jim Chapin «Advanced Techniques For The Modern Drummer» — отлично для этого подойдёт.

Также отмечу, что тренировка координации — кропотливый процесс. Это не всегда звучит, как музыка. Бывают просто упражнения, которые вряд ли уместно сыграть под мелодию. Но эти упражнения способствуют развитию свободы движений и контроля над руками и ногами. Если на данном этапе будет проведена хорошая работа, студент сможет глубже понимать и лучше слышать игру коллег. И это обязательно обогатит его собственную игру на барабанах.

Техника

Технический курс игры на барабанах я более подробно описал в соседней статье. Здесь я скажу о самом первом знакомстве моих учеников с этим аспектом. Есть несколько базовых пунктов.

1. Как мы держим палочки.
2. Как мы замахиваемся.
3. Как мы бьём.
4. Что происходит после удара.

Звучит, казалось бы, просто. Но на практике обычно студент сталкивается с тем, что приходится отслеживать сразу несколько факторов. Во-первых, все эти вещи для него непривычны. Во-вторых, нужно думать одновременно обо всём. Так обычно описывают свои ощущения ученики моей барабанной школы.

Ноты

Умение читать ноты для любого музыканта всегда является преимуществом. Я всегда хотел этому научиться как можно лучше. Для меня в этом было нечто… как быть принятым в приличное общество. Я не считаю, что чтение нот обязательно. Но данная способность открывает двери в такие миры для самосовершенствования, о каких любители не догадываются. Это просто вне зоны их восприятия и представления.

В барабанах используются те же самые ноты, что и, например, для фортепиано. В большинстве случаев задействуется тот же нотный стан из пяти линий. Хотя иногда можно встретить авторские вариации с меньшим количеством линий.

Барабанные ноты освоить в целом проще, чем ноты для фортепиано или скрипки. Нам нужно лишь запомнить длительности и символы для их обозначения. В отличие от мелодических инструментов, на барабанах мы не воспринимаем термин «длительность» как обозначение протяжённости звука. В большинстве случаев речь идёт о времени от удара до удара. То есть нам нужно правильно и ровно считать и бить вовремя. Вот и вся нотная грамота. Шутка.

Ещё барабанные ноты от классических отличает наличие разных форм нотных головок. Например, крестиками на нотном стане обозначаются тарелки и удары «side stick». Треугольником может обозначаться ковбелл. Можно и ромбики встретить. Разные авторы могут использовать разные обозначения — но без кардинальных различий. В общем, в написании барабанных нот чуть больше свободы. Но эта свобода не есть хаос. Азбуку выучить всё равно придётся. И далее, если мы владеем этой азбукой, прочитать ноты, написанные в разных манерах, не составит труда. Вы же понимаете, что в математике 2+2 — это то же самое, что 3+1? Вот и с нотами примерно так.

Также важно уметь читать форму. Существуют различные способы сокращенной записи, с которыми музыканты постоянно встречаются на практике. И эту область также очень желательно изучить. Лучшее объяснение о сокращениях (и не только) я нашёл в книге «Основы нотной графики» Ф.Дудки.

Композиция

Обучение игре на барабанах с самого начала должно формировать у студента представление о композиции. По какому принципу строится та или иная барабанная партия. Как эта партия изменяется при переходе между частями музыкального произведения. Что есть основа партии, а что — дополнительные украшающие элементы.

Первый способ знакомства с композицией, который мы с учениками-новичками используем, — это комбинирование различных ритмов по заранее запланированному принципу. Например, популярную музыку часто называют «квадратной». Это потому, что структура таких композиций чаще всего кратна четырём в любом приближении. Начинаем мы как раз с таких «квадратных» паттернов. Чередуем рисунки соответствующим образом. Играем это под метроном и под учебные мелодии. В дальнейшем этот навык пригодится при разборе известных песен. Ученик подходит к нему уже подготовленным, видит закономерности, и проще запоминает материал.

Оркестровка

Этим словом обычно обозначают решения барабанщика, какие звуки использовать в разных ситуациях. Звучит, возможно, примитивно. Но почему-то одного барабанщика нам хочется услышать снова, а другого нет. Возможно, потому, что их решения в плане оркестровки разные. И одни нам кажутся симпатичнее других. Не буду говорить «лучше» или «хуже». Это всё же может быть субъективно. Но слышим мы и правда разное, и чувства испытываем разные. Выходит, вероятно, это имеет значение.

Вот самый базовый вариант оркестровки, с которым у меня ассоциируется обучение игре на барабанах для новичков. Просто играем какую-то ритмическую фразу или этюд руками, но на двух разных инструментах. Например, на напольном томе и малом барабане. Или на тарелке и малом барабане. Правая рука всегда издаёт один звук, левая — всегда другой.

Еще один способ изучения оркестровки применяется при игре заполнений. Например, мы можем соблюдать заранее обозначенную аппликатуру (последовательность рук), и при этом пробовать какие-то из ударов играть в различные части установки.

Метроном

Это такая вещь, которая сообщает вам, насколько хорошо вы чувствуете время. Насколько стабильно держите ритм. Заниматься рекомендуется и с метрономом и без него. У меня был период, когда я переборщил с занятиями под метроном и без него чувствовал себя неуверенно. Но пренебрегая метрономом, мы не научимся чувствовать время в достаточной степени.

Существуют разные способы работы с метрономом. Самый простой, который включает в себя обучение игре на барабанах для новичков, — это когда метроном озвучивает нам четверти. Иногда может понадобиться выставить на метрономе восьмые длительности. Это уже решается по ситуации. Чем с более крупными длительностями в метрономе вы способны работать, тем лучше.

Заключение

Я перечислил пункты, на которых базируется обучение игре на барабанах по моей программе. Разумеется, каждый из этих блоков включает в себя множество ответвлений и интерпретаций. Надеюсь, эта статья поможет вам правильнее сориентироваться в том, над чем стоит работать начинающему барабанщику в первую очередь.

уроки обучение курсы школа барабан