Как проходят мои уроки игры на барабанах

Уроки игры на барабанах могут строиться различным образом и иметь разные цели. В самом начале моя задача — узнать, с какими ожиданиями пришёл студент. Имеет ли он какое-либо представление о том, как проходят уроки в разных заведениях. Объясняю разницу между подходами в коммерческих и некоммерческих организациях. При этом я не считаю, что какой-то один путь хорош, а другой плох. И не навязываю ни один из них. Хорошо, когда учитель и ученик понимают друг друга. Для меня важно знать цели и предпочтения студента, а для него — иметь представление об особенностях моих методов работы.

От кого-то я явно улавливаю намёки на то, что человеку просто хочется интересно провести время. Отвлечься от работы и прочих забот взрослой жизни. Кто-то наоборот говорит, что много времени потрачено впустую, и хочется подойти к вопросу более научно. Не скрою, сам я с юных лет хотел идти и шёл вторым путём. Но я стараюсь быть реалистом и понимаю, что такой вариант подходит не всем.

Мне кажется оптимальным баланс между классическим «школярским» и популярным сейчас полуразвлекательным форматами уроков. Процентное соотношение этих двух принципов может быть разным. Оно вырабатывается индивидуально — в процессе. Часто бывает, что изначально ученик переоценил или недооценил серьёзность своего отношения. Так что корректировки в стиль моей работы могут быть внесены уже после начала учебного процесса.

Попробую по возможности локанично описать мои уроки игры на барабанах. Что на них происходит в зависимости от формата и целеполагания. Если свести всю характеристику к двум полярным понятиям, то уроки игры на барабанах могут быть обучением, а могут быть досугом. Первые условно я назову «эффективными», а вторые — «весёлыми».

Эффективные уроки игры на барабанах

Каждый такой урок начинается с проверки домашнего задания. Далее вносятся корректировки и параллельно повышается сложность играемого. Например, у студента в работе 3-4 пункта в ДЗ. Проигрываем первый. Если всё хорошо, движемся дальше по этому блоку материала. Если есть проблемы, проговариваем, что не так, и каким образом поработать над исправлением. Золотая середина — когда затруднения есть, но в целом всё не совсем плохо. Студент ощущает, что делает успехи, но и не получает повод переоценить себя. Тогда мы можем обратить внимание на необходимые правки и одновременно добавить немного материала. Конечно, бывает, что что-то нужно оставить на доработку полностью. В этом нет ничего ужасного. Большинство вещей и не должны поддаваться с первой попытки/недели/месяца.

Так вышло, что я практически на старте своих занятий музыкой оказался в среде коллег по этому увлечению. И я сразу мог видеть, как ребята могут играть лучше меня или могут что-то, что мне вообще не под силу. Это было очень сильным раздражителем и мотиватором для того, чтобы прогрессировать. В общем, я сразу отмёл всё несерьёзное и околомузыкальное, и сконцентрировался на правильных занятиях.

Что же это такое — правильные занятия? Во-первых, это занятия самостоятельные и регулярные. Поначалу я не мог понять, почему мой первый наставник не хотел заниматься со мной так часто, как этого хотел я. Сейчас я понимаю: он видел, что меня не нужно пинать. К тому же для освоения нашего материала требовалось приличное время. Он знал, что я буду трудиться и без его надзора, и поэтому отпускал меня надолго.

Как выглядят классические правильные уроки игры на барабанах?

Во-первых, у вас всегда есть домашнее задание. На уроке вы разбирали какой-то материал, и далее его нужно отработать как можно лучше. Идеально получится скорее всего не скоро, и это нормально. Но любое задание подразумевает требование не «сыграть», а именно «ПОиграть» что-то как можно большее количество раз. Важно в первую очередь количество потраченного на повторения времени. Как можно большая часть играемого должна быть доведена до автоматизма. Чем больше автоматизма, тем меньше нагрузка на мозг в каждый момент времени. А значит снижается риск совершения ошибки. И даже когда ошибки случаются, вы способны вернуться в композицию так, что никто ничего не заподозрит. Кроме вас и вашего преподавателя.

Одно из наиболее распространённых недопониманий среди студентов — представление, будто мне нужно чтобы они сыграли что-то хорошо хотя бы один раз. И тогда я отстану. Это не так. Цель — это играть материал без ошибок в как можно большем проценте попыток. Это невозможно отработать за один урок игры на барабанах. Над этим люди трудятся годами самостоятельно. И ни от одного серьезного музыканта вы не услышите фразу: «ну всё, теперь я достиг уровня, когда можно больше не заниматься». Традиционно визит к преподавателю — это контрольная точка для получения комментариев, советов и новых идей.

Есть вещи, которыми нужно заниматься долго и упорно, чтобы они стали получаться достаточно легко. Если над ними не работать, незачем тратить время на регулярные праздные беседы о них. Особенно, если человек держит в руках палочки час-полтора в неделю — у меня в барабанном классе. К таким вещам есть смысл возвращаться, начиная со слов «я позанимался над тем, что ты показал, прокомментируй результат». Их мало просто принять к сведению.

Поэтому мой первый наставник не хотел превращать наши занятия в продлёнку. Он был достаточно загружен работой и без этого.

Весёлые уроки игры на барабанах

Скажу сразу, что я не считаю их хуже «эффективных». Это просто другое. Если данный подход соответствует тому, чего искал студент, — прекрасно, мы будем работать в этом направлении. Кому-то, например, интересна экономика. И он немного читает и смотрит на эту тему. Но это не значит, что у человека в планах карьера экономиста. Может быть, он вообще вирусолог. Что в этом плохого? Ничего. Так же и с музыкой. Для абсолютного большинства людей это просто вид досуга. И я должен это понимать и уметь с этим работать. Я считаю ошибкой попытки и надежды моих коллег переубедить студента. Если у человека есть конкретные представления и ожидания, он будет искать того, кто им соответствует. И он найдёт. Поэтому мне не близок подход тех, кто никак не может перестать в мессианство. Я знаю, как хочу работать над собой я, и я так над собой и работаю. Но это мой путь, и я его никому не навязываю.

Весёлые уроки игры на барабанах — это по большей части разбор песен. У меня есть для этого много заготовленного материала, выстроенного от простого к сложному. Конечно, на самых первых уроках человек должен ознакомиться с тем, как функционирует ударная установка. Научиться более-менее правильно извлекать звук, и выполнить несколько координационных упражнений. Так же необходимо научиться правильно считать и взаимодействовать с метрономом. После этого можно играть под музыку. Освоить чтение элементарных барабанных нот тоже придётся.

Сначала мы играем разнообразные рок-грувы под учебные мелодии

У ученика должно выработаться ощущение того, как его партия сочетается с остальной аранжировкой. Учебные мелодии прощают больше ошибок. Всегда можно остановиться и начать заново без перезапуска музыки.

Далее мы пробуем разучить ту или иную известную композицию. Какую именно — смотрим по результатам, продемонстрированным на предыдущем этапе. Иногда мы разбираем песни по заказу ученика. Хотя часто оказывается, что уровень сложности композиции может быть слишком высоким. Тогда приходится упрощать барабанную партию. Но это нормальная ситуация. Я считаю, лучше сыграть песню в упрощённом виде, чем не сыграть вообще. Возможно, кому-то это придаст мотивации подтянуть базовые навыки — технику и координацию. Тогда ученик может незаметно для себя перейти из «весёлого» лагеря в «эффективный».

Конечно, разучивание песен не означает, что уроки игры на барабанах в таком формате проще. Здесь так же нужно быть готовым к тому, что результат придёт не сразу.

Я прошу не привязываться сильно к словам «весёлый» и «эффективный». Если подойти совсем буквально, можно подумать, что эти понятия взаимоисключают друг друга. Но это не так. Чёткой границы между ними всё равно нет. Оба эти подхода так или иначе взаимно проникают и разбавляют друг друга. Это оси X и Y. Где вы на этом графике, решать вам.

Групповые занятия

Поскольку я работаю один, а текучка клиентов у меня не большая, собирать людей в группы и эффективно их вести — дело непростое. Стоит одному студенту выпасть (пропустить занятие или совсем прекратить занятия), это становится проблемой для всей группы. Такой формат лучше приживается в школах, где гораздо больше поток студентов. Либо в заведениях вроде музыкального колледжа, где ученики готовы нагонять пропущенный материал и дорожат своим местом в группе. В частной практике этот вид занятий менее популярен и приживается неохотно.

Но я однозначно вижу в нём свои плюсы. Главный плюс — это возможность видеть чужие успехи и ошибки. Это большое подспорье к мотивации для самостоятельных занятий. Некоторым людям в силу их личностных особенностей групповые занятия даже более показаны. Строятся такие уроки игры на барабанах так же, как и индивидуальные. Ученики (по очереди) показывают свои успехи в работе над ДЗ. После этого наставник объясняет новый материал.

Для групповых занятий требуется больше времени, так как нужно успеть поработать с каждым учеником.

Занятия по видеосвязи

Техническая сторона подробно описана в отдельной статье.

Касательно содержания таких уроков можно сказать следующее. Не у всех есть возможность использовать электронную или даже акустическую установку на таких уроках. Иногда человек ограничивается тренировочными пэдами. Это не плохо для отработки техники. Если в наличии имеются пэды для ног, то и координацией тоже можно заниматься. Данный формат подходит для студентов, которые уже играют и хотят получить мои комментарии и рекомендации. Также это хорошее решение для людей, живущих в отдалённых уголках. Когда добираться до места урока затруднительно.

В любом случае при желании можно вполне качественно оборудовать место для онлайн-уроков. Да, решения хорошего уровня не будут примитивными, но разобраться в этом один раз стоит.

Напоследок выскажу, как мне кажется, важную мысль.

В каком бы формате ни проходили ваши уроки игры на барабанах, главное — получать от них удовольствие. Я рекомендую попробовать по возможности все форматы. Сравните их на собственном опыте. Так вы сможете определиться, какое соотношение разных подходов наиболее комфортно и интересен именно для вас.

уроки обучение курсы школа барабан