Lenny White и взлёт его карьеры в 1970 году

Lenny White — четырёхкратный обладатель премии Грэмми — разносторонний и влиятельный барабанщик, композитор и продюсер. В 1970 году он записал четыре великих джазовых альбома. Ему тогда было всего 20 лет.

Уайт начал свою профессиональную карьеру ещё подростком, играя с великим альт-саксофонистом Джеки Маклином. Джазовая игра Ленни Уайта на ударных представляла собой экзотическую смесь скорости и сложности и напоминала манеру Тони Уильямса. Невероятно подвижный и креативный, он всегда звучал легко, ровно, быстро.

Собственные проекты Уайта отражают его разностороннее музыкальное мышление. Альбомы «Venusian Summer», «Big City», «The Adventures of Astral Pirates» и «Twennynine» раскрывают в нём истинного адепта фьюжн-драмминга. Также стоит отметить его не поддающиеся жанровой классификации альбомы. «Present Tense», «Renderers of Spirit», «Edge» и «Anomaly». Эти пластинки были своего рода экспериментами и попытками Уайта заглянуть в музыкальное будущее. А его успешная работа со звездными группами над «Echoes of an Era» и «The Gri’th Park Collection» позволила Ленни реализоваться в более широком спектре джазовых направлений.

Одной из главных заслуг Уайта считается его вклад в классику фьюжн-музыки 1970-х годов. Яркие примеры — пьесы Return To Forever «Hymn of the Seventh Galaxy», «Where Have I Known You Before», «No Mystery» и «Romantic Warrior». Сегодня все работы музыканта заслуживают глубокого изучения. В их числе записи и выступления с Гато Барбьери, Гилом Эвансом, Стэнли Кларком, Стэном Гетцем, Элом Ди Меолой, Бобби Хатчерсоном и многими другими.

Cосредоточимся на «Bitch Brew» Майлза Дэвиса, «Blackstone Legacy» Вуди Шоу, «If You’re Not Part of the Solution, You’re Part of the Problem» Джо Хендерсона (альбом «At The Lighthouse») и «Red Clay» Фредди Хаббарда. Эти работы в 1970 году познакомили джазовую аудиторию с огненной, эмоциональной и многогранной джазовой игрой Уайта.

Интервью журналу Modern Drummer (2020)

MD: Какой была ваша жизнь до записи «Bitches Brew»?
Lenny White: Мне было девятнадцать, я жил на Ямайке, в Квинсе. В 1969 году я играл с Джеки Маклином. Мой отец водил меня на концерты. Как-то я выступал в Квинсе в клубе под названием «Aphrodisiac». Рашид Али и Бенни Мопен тоже были на этом концерте. Я выступал с Маклином в разных заведениях. Рекомендации и отзывы людей о моей игре привели к тому, что я получил возможность играть на «Bitches Brew».

MD: Кто вас рекомендовал?
Lenny White: Майлз записал «In a Silent Way». У него был новый проект, в котором он хотел задействовать Тони Уильямса и Джека ДеДжонетта. Но Тони был зол на Майлза. Он привез Дэйва Холланда и Джона Маклафлина из Англии, чтобы они играли в его группе Tony Williams Lifetime. А Майлз переманил их в свой проект. Все они играют на записи «In a Silent Way». Тони сказал, что никогда больше не будет работать с Майлзом. Он сдержал слово и порекомендовал меня.
После этого, в 1970 году, мне позвонил Фредди Хаббард. Тони Уильямс, Рон Картер и Херби Хэнкок участвовали в записях для всех подряд, и Майлза это расстраивало. Они договорились, что больше не будут этим заниматься. И когда Фредди позвонил Тони, чтобы он сыграл на «Red Clay», тот порекомендовал меня. Затем Джо Хендерсон попросил меня присоединиться к его группе. Я играл с Вуди Шоу в группе Джеки Маклина, и Вуди позвал меня сыграть на его альбоме «Blackstone Legacy». Мы с Вуди после концертов много говорили о музыкальных направлениях.

MD: Вам было легко сыграться с Джеком ДеДжонеттом?
Lenny White: Да. Они использовали панорамный стереомикрофон. Пятьдесят лет спустя я веду курс «Bitches Brew» в Нью-Йоркском университете. Мы используем книгу «Listen to This: Miles Davis and Bitches Brew». Есть много информации о том, как альбом был записан. В то время была аналоговая запись. Все записи, будь то джаз, рок или классика, полностью зависели от микрофонов. С этой точки зрения в «Bitches Brew» слишком много микрофонов. Позднее из применённого на этой записи способа панорамирования возникло такое явление, как стерео.

MD: Как два барабанщика решали, что кому играть?
Lenny White: Было четыре ударника: два перкуссиониста и два барабанщика. Я не думал: «Джек играет это, а я буду играть то». Я хотел, чтобы это звучало как один барабанщик с восемью руками. Раньше я уже играл с другим барабанщиком. Но это была моя первая запись такого плана.
Вот ещё один очень интересный момент. Мне не указывали, что играть. Мне дали возможность создавать музыку, а это отличается от просто исполнения. Майлз Дэвис не вручал мне ноты и не говорил: «Я хочу, чтобы ты сыграл именно это». Он сказал: «Представь, что это большая кастрюля с тушёным мясом. Я хочу, чтобы ты был солью». Какие знания и навыки использовать, чтобы звучать как соль? Я должен был создать что-то, чего я никогда раньше не делал. Мне пришлось использовать весь свой потенциал, чтобы сделать то, что хотел Майлз. Он хотел приправу, и мне пришлось придумывать её здесь и сейчас.

MD: Майлз проводил репетиции?
Lenny White: Была только одна репетиция в квартире Майлза на 77-й улице. Он попросил меня принести малый барабан и тарелку. Там были Джек, Чик Кориа, а также Дэйв Холланд и Уэйн Шортер. Мы репетировали вступление к «Bitches Brew».

MD: Какую установку ты использовал?
Lenny White: Тогда я играл на бас-барабане, сделанном из металлической бочки для масла. Теперь он у племянника Майлза, Винса Уилберна. Это была настоящая бочка для масла. Элвин Джонс хотел купить этот барабан. Я использовал его, несколько тамтамов Ludwig и металлический малый барабан Gretsch.
Позже я взял ту же самую установку в студию Руди Ван Гелдера, чтобы записать «Red Clay» Фредди Хаббарда. Я ударил по бас-барабану, и Рон Картер сказал: «Нет, нет, нет, нет, нет. Его нельзя использовать. Он слишком резонансный и заглушит бас». Руди достал 28-дюймовый бас-барабан, на переднем пластике которого изображено залитое лунным светом озеро. Я думаю, это был один из барабанов Гаса Джонсона. На «Red Clay» записан он.
А «Bitches Brew» мы записывали в здании студии CBS.

MD: Вы с Джеком обсуждали, что вы планируете играть?
Lenny White: Нет! Я только однажды встречался с Джеком, когда я играл в Slugs с Джеки Маклином. Люди говорили: "Тони Уильямс и Джек ДеДжонетт играли с Джеки Маклином, а потом с Майлзом. Значит, ты следующий, кто сыграет с Майлзом. Когда мне было семнадцать, я впервые услышал «Seven Steps to Heaven. Там играл семнадцатилетний Тони Уильямс. Он сразу стал моим героем. А два года спустя у меня появилась возможность поиграть и с Майлзом.

MD: На сессиях записи «Bitches Brew» все стояли полукругом с Майлзом и Уэйном посередине?
Lenny White: Это было похоже на оркестр, и Майлз был нашим дирижером. Мы были в наушниках, так как должны были слышать друг друга. Официально на этой записи не было гостей. Было запрещено фотографировать. Хотя всё же был один гость, о котором никто не говорил, — Макс Роуч. Все записи делались живьём, без наложений. Мы работали так три дня с 10 до 13 часов. После сессий Джек, Макс и я поехали куда-то в автобусе Джека «Фольксваген». Я уже не помню куда именно.

MD: Чему вы учите на ваших уроках в Нью-Йоркском университете?
Lenny White: У меня есть ансамбль, и я читаю курс лекций о «Bitches Brew» под названием «Эстетика Майлза Дэвиса». Он охватывает не только сам альбом, но и то, какие изменения он спровоцировал. Я обсуждаю всё, что произошло с 1969 года. Что привело Майлза к созданию такой музыки. «Bitches Brew» появился через десять лет после «Kind of Blue», изменившего звучание музыки в период с 1959 по 1969 год. Майлз открыл целый новый мир с «Bitches Brew». Так начался хип-хоп и всё такое прочее. Тогда это были новые концепции записи в джазовой культуре. Мы говорим обо всём этом.

MD: Что ты говорил людям до выхода альбома, когда они спрашивали, как звучит «Bitches Brew»?
Lenny White: Я не мог ответить. Никто не знал, как это звучало со стороны. Подобное создавалось впервые. Не было прецедента, поэтому мы не могли описать это. Не было ничего, с чем можно было бы сравнивать.

MD: Какой сет вы использовали на живом альбоме Джо Хендерсона?
Lenny White: Я снова играл на бас-барабане из масляной бочки, малом барабане Gretsch и двух томах Ludwig. «Red Clay» был записан в мае 70-го. «…Part of the Problem» Джо была сделана после «Red Clay». К тому времени я уже был в группе Джо. «Blackstone Legacy» Вуди Шоу — тоже 1970 года. Рон Картер, Клинт Хьюстон и Джордж Кейблс тоже играли на «Blackstone Legacy». Мы все вместе играли на Ямайке, в Квинсе, в составе Jazz Samaritans. Эта группа играла на местном конкурсе, когда с ними был Билли Кобхэм. Он ушел, чтобы присоединиться к группе Горация Сильвера. Я также записал альбом Эндрю Хилла, который тогда назывался «Passing Ships for Blue Note». Он впервые увидел свет только в 2003 году. На той сессии я играл на синих блестящих барабанах Руди Ван Гелдера.

MD: Как ты умудрялся играть на своём бас-барабане на сессиях?
Lenny White: Звучало здорово. Звучало круто! Это было убийственно, чувак, ты шутишь? Все думали, что это крутой барабан. Спустя годы Винс Уилберн отреставрировал его. Он был похож на 18-дюймовый бас-барабан. Края были сбриты, чтобы на него можно было надеть ободья. А сзади было сделано отверстие, в которое могла пролезть голова.

MD: Как вы учили материал для «Blackstone Legacy» и «Red Clay»?
Lenny White: Интересная история связана с песней «The Intrepid Fox» из «Red Clay». У песни уникальная и сложная форма, и мы отыграли всё в один дубль. Он вышел отличным. Мы дошли до последних восьми тактов, и я сыграл эту фигуру, которая звучит так, будто я знаю, что делаю. Я сыграл со смещением времени и затем вышел на сильную долю. Я испытал такое облегчение. Это дубль есть в записи. Я был так рад, что прошел через это!

MD: Это был свободный подход. А Фредди расписывал форму и аккорды другим музыкантам?
Lenny White: Да, это была сложная музыка. «The Intrepid Fox» — трудная композиция. Не думаю, что мы сделали больше одного дубля. Мы просто использовали наши уши, чувак.

MD: А как насчет сессий «Blackstone Legacy»?
Lenny White: У Вуди на бумаге была куча музыки, которую он раздал всем. Мы пришли и записали ее. Я не помню, репетировали ли мы. Если и да, то не много.

MD: Вы уже были в группе Джо, когда приступили к записи Хендерсона «…Part of the Problem»?
Lenny White: Да. Есть бутлег-запись, на которой мы играем в клубе «Both/And» в Сан-Франциско. А альбом мы записали с Джо Хендерсоном в «Lighthouse» в Эрмоса-Бич.

MD: Когда мне было двадцать, я изучал джазовые барабаны в Беркли у Джеймса Бейкера. Он заставил меня выучить твое соло в «Caribbean Fire Dance» из альбома «…Part of the Problem». Я так и не смог освоить его, и поэтому я пишу про барабаны, а не играю на них!
Lenny White: Правда? Это забавно.

MD: Эти концерты и записи в 69-м и 70-м положили начало вашей карьере.
Lenny White: Ну да, до этого у меня не было карьеры. Никто не слышал обо мне до тех записей. В 1969 году я записал первый настоящий альбом, который люди могли услышать. Джеки Маклин был первым узнаваемым музыкантом, с кем я играл. Я еще учился в школе, поэтому мне приходилось играть недалеко от дома, в Филадельфии. Однажды у нас с Джеки и Sun Ra был концерт в Филадельфии.
Интересно, что Тони Уильямс и Элвин Джонс играли в ту эпоху, особенно в Нью-Йорке. Они были довольно авангардными барабанщиками, наряду с Санни Мюррей и Милфордом Грейвсом. Они привнесли резкость и новизну в игру на барабанах. То же самое было с Джеком ДеДжонеттом и Клиффордом Джарвисом. Отдельным событием были Макс Роуч, Филли Джо Джонс и все эти парни. Макс, конечно, был очень продвинутым и задавал тон. В музыке была острота, и это ощущалось в «Blackstone Legacy» и в некоторых других пластинках. Музыка отражала то, что происходило в чёрном сообществе в то время.

MD: Что вы чувствуете, слушая вашу игру на этих пластинках сегодня?
Lenny White: Сейчас мне намного лучше, чем тогда! Честно говоря, я надеюсь, что люди судят о вас по вашей работе в целом, а не по определенным записям. Это как актёр. Он может получить премию Американской киноакадемии, но было бы неправильно судить о нём по одному фильму. Я не испытываю какой-то особенной любви к пластинкам, которые я записал!

lenny white


К списку статей